Возврат средств
Претензия о возврате денег по договору об оказании услуг предъявляется исполнителю при ненадлежащем исполнении им обязательств или отказе потребителя от исполнения договора по иным причинам. Претензия составляется в письменном виде и должна содержать, в частности, требования потребителя и причину их предъявления исполнителю.
Случаи предъявления претензии исполнителю
По общему правилу потребитель вправе предъявить исполнителю требование о возврате уплаченных им денежных средств в связи с ненадлежащим исполнением последним своих обязательств по договору, в частности, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги или если в оказываемой услуге имеются недостатки. Рассмотрим эти случаи подробнее.
Если исполнитель нарушил сроки оказания услуги - сроки ее начала или окончания, а также промежуточные сроки или во время оказания услуги стало очевидным, что она не будет оказана в срок, потребитель вправе потребовать в том числе уменьшения цены услуги или отказаться от исполнения договора. Также у потребителя есть право требования полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением таких сроков (п. 1 ст. 28 Закона от 07.02.1992 N 2300-1).
Обратите внимание!
Данные требования не подлежат удовлетворению, если исполнитель докажет, что нарушение сроков оказания услуги произошло вследствие непреодолимой силы или по вине потребителя (п. 6 ст. 28 Закона N 2300-1).
При обнаружении недостатков оказанной услуги потребитель имеет право требовать, в частности, соответствующего уменьшения ее цены или возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьими лицами. Также он может отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок исполнитель не устранил недостатки оказанной услуги либо если обнаружены существенные недостатки оказанной услуги (п. 1 ст. 29 Закона N 2300-1).
Кроме того, потребитель вправе отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением договора, и, таким образом, в претензии требовать возврата внесенной им суммы за вычетом суммы указанных расходов (п. 1 ст. 782 ГК РФ; ст. 32 Закона N 2300-1).
Форма и содержание претензии.
Претензия представляет собой письменное изложение требований потребителя к исполнителю.
Чаще всего претензия составляется в произвольной форме. Вместе с тем могут быть предусмотрены особенности в отношении отдельных видов услуг, например услуг почтовой связи (п. п. 64, 65 Правил, утв. Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234).
По общему правилу в претензии следует указать:
1. Данные получателя претензии: наименование исполнителя, адрес его места нахождения, телефон, адрес электронной почты (если известен).
Наименование организации или ИП, ИНН указываются, например, в договоре или чеке (п. 1 ст. 4.7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ).
Адрес места нахождения юридического лица также можно узнать из договора либо на официальном сайте ФНС России по номеру ИНН (или ОГРН) (ст. 2, пп. "в" п. 1 ст. 5, п. п. 1, 8 ст. 6 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ; п. 1, пп. 5.5.6 п. 5.5 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506).
2. Данные потребителя: Ф.И.О., адрес места жительства с почтовым индексом, контактный телефон, адрес электронной почты (если имеется).
3. Основания предъявления претензии и обстоятельства, на которых вы основываете свои требования. Так, рекомендуем указать реквизиты договора возмездного оказания услуг (при наличии), сведения о выявленных недостатках оказанной услуги, время и обстоятельства их обнаружения.
В случае предъявления претензии о нарушении срока пересылки почтового отправления или осуществления почтового перевода потребуется указать, в частности (п. 64 Правил N 234):
- номер регистрируемого почтового отправления (почтового перевода) либо оболочку простого почтового отправления или простую почтовую карточку, содержащие отметки оператора почтовой связи с датами приема и доставки почтового отправления;
- реквизиты адресов отправителя и адресата почтового отправления (почтового перевода).
4. Ваши требования, в том числе о возврате уплаченных вами денежных средств.
5. Срок для ожидания ответа на претензию, а также указание на намерение обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении ваших требований в добровольном порядке.
6. Перечень документов, прилагаемых к претензии.
7. Дату и подпись отправителя претензии.
К претензии необходимо также приложить документы, подтверждающие ваши требования (например, копию договора, заключение об оценке ущерба и др.).
Ожидание ответа и возврата денег.
Срок рассмотрения претензии и дачи ответа на нее составляет 10 дней с момента получения (статья 31 Закона РФ «О защите прав потребителей»). В случае не возврата денежных средств в указанный срок либо отсутствия мотивированного ответа на претензию в указанный срок, потребитель вправе обратиться в суд за ее взысканием.